Пять лет работаю по методической теме:
«Гражданско-нравственное воспитание учащихся с проблемами в развитии»
Работа над темой позволяет применять личностно-ориентированный подход в воспитании
с учетом психофизических особенностей учащихся, формировать
духовно-нравственные основы здоровья, создавать условия для осознания и
разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов.
В своей работе активно использую программы:
- «Нравственно – этическая культура
школьника» (авт. А. Шемшурина, М. 2000г.);
- «Нравственно – этическое воспитание в
специальной коррекционной школе 8 вида» (авт. Л.Н.Точилина, Нижегородский
институт развития образования, 2003 год);
- «Основы безопасности
жизнедеятельности», 5-11 кл. (авт. А. Девятков, Институт коррекционной
педагогики, 2002 г.);
Использую в педагогической деятельности
современные технологии: «Педагогическая поддержка ребенка в образовании и
воспитании» (О.С.Газман), «Личностно- ориентированное обучение и воспитание»
(И.С. Якиманская).
Патриотическое
воспитание детей
осуществляется через взаимодействие взрослого и ребёнка в деятельности и
общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке нравственных
качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры,
воспитание эмоционально-действенных отношений, развитие творческой активности и самостоятельности, воспитание и привитие любви к Родине. Поставленные
задачи решаются во всех видах
деятельности: учебной, игровой, трудовой, бытовой.
Подготовлен
и проведен цикл тематических
презентаций: «Кандалакша – родина моя», «На предприятиях нашего города», «Природа
Кольского края»,«Символика РФ», «Конституция – основной закон государства», «О
правах и обязанностях учащихся», «О человеке судят по его делам», игровое занятие «Мы все такие разные…»
Одной из
наиболее эффективных форм ознакомления воспитанников с родным краем, его
историей, традициями, знаменательными событиями являются экскурсии. Они имеют большое познавательное и воспитательное
значение, расширяют и углубляют знания учащихся. Среди них:
- экскурсия на
телерадиостанцию г. Кандалакши, в ходе которой учащиеся познакомились с историей
возникновения радио и телевидения в нашем городе.Директор станции предложил нам поучаствовать в
областном конкурсе рисунков, посвященной дате. Наши ребята подготовили свои работы. На линейке по итогам 2 четверти были вручены подарки
и сертификаты участникам;
- обзорная экскурсия по городу с работниками
краеведческого музея, по памятным местам
«нижней» Кандалакши - «Японии» – такое название дали своему району
солдаты, вернувшиеся с Русско– японской войны;
- экскурсия в краеведческий музей с посещением
выставки «Кандалакша спортивная или
выбор есть!». В выставочном зале были представлены Федерации спорта нашего
города. Итогом увиденного и услышанного стал конкурс рисунков «Мы выбираем здоровье».
Четвертый год подряд мои воспитанники принимают активное
участие в акциях «Золотая осень», «От
сердца к сердцу» и «Поздравь ветерана». Акции проходят в содружестве с
«Кандалакшским комплексным центром социального обслуживания населения». Выезд к
ветеранам труда, ветеранам и участникам Великой Отечественной войны 1941-45гг.
организуется трижды:
- «День пожилых людей»(октябрь)
-«Декада инвалидов» (декабрь)
- «День Великой Победы» (май)
Ребята на уроках трудового обучения изготавливают
подарки – сувениры, изготавливают поздравительные открытки своими руками,
придумывают устные поздравления, готовят номера художественной самодеятельности
для ветеранов.
Нравственно
– патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе
его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно начинается у
ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, к бабушке.
Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Традиционно
в школе проходит акция
«Папин апрель». Провожу цикл бесед: «Взаимоотношения между членами семьи», «Домашние обязанности», «Моя семья – мое
богатство». Мои ребята приняли активное участие в конкурсах рисунков и
сочинений на тему «Моя семья», апрель 2011 г.
В течение
учебного года в классе проводится соревнование «Лучший ученик недели». Итоги соревнования подводятся
еженедельно. Здесь учитываются результаты успеваемости, поведения, выполнение
классных поручений, участие в классных и общешкольных мероприятиях. Такое соревнование стимулирует и дисциплинирует детей,
помогает развивать личную самооценку.
С
обучающимися с удовольствием посещаем школьную библиотеку. Библиотекарь проводит обзоры книг, беседы, игры и конкурсы, а также
организовывает просмотр мультфильмов и кинофильмов о природе, животных. На
каждом занятии дети получают много полезной информации. Вместе с воспитанниками
готовим индивидуальные задания к
проведению библиотечных часов: разучиваем стихи, рисуем иллюстрации к произведениям. В классе много внимания уделяется работе с
книгами и журналами.В нашей библиотеке
большой популярностью пользуются книги «Кандалакша» и «Кандалакша – город у Белого моря», красочные, с хорошими иллюстрациями - дети
любуются видами родного города,
окружающей природой нашего края, обсуждают в классе, они с интересом
находят знакомые места, показывают, где кто живет, где любят гулять, узнают
знакомых. Ежегодно мои воспитанники становятся победителями школьных библиотечных
викторин и конкурсов.
Основные направлений деятельности: